Все больше детей и подростков пользуются цифровыми устройствами. «Цифровое родительство»: как помочь ребенку выстроить здоровые отношения с гаджетами Культура и образование
Воспитывать детей в цифровую эпоху непросто. Родители часто не знают, как обезопасить своих детей в онлайн-пространстве, как сбалансировать риски и возможности, связанные с интернетом и цифровыми устройствами. А иногда мамы и папы просто не поспевают за стремительным развитием современных технологий и не всегда понимают, чем именно их чада занимаются, сидя за компьютером или планшетом.
Во Всемирный день родителей, который отмечается 1 июня, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) предлагает родителям советы от эксперта по цифровому воспитанию Жаклин Неси.
1. Задавайте ребенку вопросы о его устройствах – так же, как вы задаете вопросы об игрушках или о школе. Узнайте, что ему в них нравится, что не нравится, как часто он ими пользуется и что с ними делает.
2. Обсудите с детьми риски использования технологий. Честно поговорите с ними о том, что вас беспокоит, например, о том, что устройства мешают занятиям, или о том, что в интернете есть контент, рассчитанный только на взрослых и способный травмировать ребенка.
Важно прямо и часто напоминать детям, что они в любую минуту могут обратиться к вам, если у них возникли проблемы в сети. Вы можете попробовать сказать им что-то вроде: «Мы не всегда знаем, как справляться с той или иной ситуацией, возникшей в интернете. Вы можете столкнуться с вещами, которые вас смущают или расстраивают, и я хочу, чтобы вы обращались ко мне, когда столкнетесь с этими вещами. Мы сможем вместе понять, как с ними справиться».
Родители также должны быть внимательными к тому, как они реагируют в тех ситуациях, когда дети обращаются к ним с какими-либо проблемами. Когда мама и папы напуганы, возникает соблазн немедленно вмешаться, отобрать планшет или телефон, отругать ребенка. Но самая правильная реакция – в первую очередь сказать ему: «Большое спасибо, что ты мне об этом рассказал». Это повышает вероятность того, что наш ребенок обратится к нам в следующий раз.
3. Не забывайте о возможности существования глубинных проблем. Важно не винить во всем технологии, сами по себе они нейтральны. Например, если ваш подросток проводит слишком много времени в социальных сетях, постоянно обновляя свою ленту, вы можете начать с ним разговор о том, что на самом деле за стоит за таким поведением. Это может быть связано с его беспокойством о том, что о нем думают окружающие, или же он может чувствовать себя одиноко или неуверенно в школе.
4. Установите четкие правила поведения в интернете. Для того, чтобы ввести такие правила, ответьте для начала на ряд вопросов для себя. Как вы хотите, чтобы он вел себя в сети? Что значит быть хорошим, ответственным пользователем? Чего вы не хотите, чтобы он делал (например, оскорблял других детей)? Что он не должен делать по соображениям безопасности (например, предоставлять личные данные)?
При этом дайте своим детям понять, что ошибки будут происходить, что это нормально и что они пока только учатся вести себя в интернете.
5. Создавайте зоны, свободные от технологий. Причем это может быть как место, так и время. Например: никаких устройств за столом, во время обеда или ужина. Желательно, чтобы правилу следовали все члены семьи.
Важно убедиться, что ночью рядом с кроватью или даже в комнате ребенка нет никаких устройств, это может мешать здоровому сну. Врачи также рекомендуют прекращать пользоваться гаджетами и не смотреть на экраны как минимум за час до сна.
Гаджеты могут быть важным инструментом для обучения детей.
6. Контролируйте контент. Важно убедиться, что контент, к которому ваши дети получают доступ в интернете, соответствует возрасту и уровню развития. Скажите детям, что они должны спросить у вас разрешения, прежде чем загрузить новые приложения или присоединиться к новым платформам.
Рассмотрите возможность использования технологий родительского контроля, которые позволяют ограничивать время, проведенное онлайн, фильтровать контент или блокировать возможность совершения покупок.
7. Исследуйте технологии вместе. Введите практику регулярного совместного использования интернета. Например, вы можете вместе посмотреть видео на «Ютюбе» или изучить новое приложение. Это позволит построить более доверительные отношения с ребенком, и он будет охотнее делиться с вами тем, что делает онлайн.
8. Если вы хотите установить родительский контроль, фильтры или следить за тем, что ваш ребенок делает в интернете, предупредите его об этом и объясните свое решение. Это опять же поможет сформировать доверительные отношения. Будет лучше, если он узнает об этом от вас, и при этом поймет, что это связано с вашим желанием обеспечить его безопасность.
По мере того, как дети становятся старше и приобретают больше опыта в использовании устройств, вы можете предоставить им больше самостоятельности.
9. Моделируйте здоровые привычки для своих детей. Действуйте как команда. Родителям также важно ограничивать свое собственное время перед экранами. Если вы объедините с детьми усилия по установлению здоровых привычек и границ для всей семьи – это прекрасная возможность выйти за рамки динамики «я против тебя» и вместо этого поработать над созданием динамики «мы вместе против проблем, которые могут быть связаны с технологиями».
10. Превратите использование технологий в игру, развлечение или творческий процесс. Причем это может включать непосредственно игры. Они могут быть развивающими и познавательными. Игра – это основной способ познания мира для ребенка, особенного маленького. Через игру он учится думать, планировать, использовать фантазию. На гаджетах дети также могут рисовать, раскрашивать, делать мультики, записывать видео-истории о своих игрушках.
Так вы поощрите здоровое использование технологий, и вместо источника зависимости и способа бессмысленного проведения времени они станут важным инструментом, который позволит вашему ребенку расширить горизонты.