09.09.2025

Ночь, когда содрогнулись горы: история врача на передовой в Афганистане

Ночь, когда содрогнулись горы: история врача на передовой в Афганистане

Д-р Абдул Матин Сахак прибыл в больницу в провинции Кунар, чтобы проконтролировать оказание неотложной медицинской помощи людям, пострадавшим от землетрясения. Ночь, когда содрогнулись горы: история врача на передовой в Афганистане Фабрис Робине Гуманитарная помощь

Первый подземный толчок выбросил доктора Абдула Матина Сахака из постели. После второго он протянул руку к телефону. Незадолго до полуночи в воскресенье горные долины на востоке Афганистана сотрясло землетрясение мощностью шесть баллов по шкале Рихтера, за которым последовало множество повторных толчков.

Дом доктора Сахака в Джелалабаде находился примерно в 50 километрах от эпицентра. Когда он вместе с женой выбежал из спальни, их восемь детей уже стояли в коридоре. «Я сразу подумал о Герате, – говорит врач, вспоминая землетрясение, разрушившее западную провинцию страны в 2023 году. – Я понял, что последствия здесь тоже будут значительными». Доктор Сахак прекрасно понимал, какие беды эта новая катастрофа принесет северо-востоку страны, где большие семьи живут под одной крышей в удаленных, труднодоступных районах. Дома из глины рушатся за секунды, дороги исчезают под завалами, целые семьи погибают во сне… 

Первые звонки

Доктор Сахак возглавляет местный офис Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), его специализация – реагирование на чрезвычайные ситуации. После первых толчков он сразу обратился к приложению в WhatsApp, связывающему больницы, небольшие клиники и гуманитарные организации региона. Первые вести пришли из Асадбада, столицы соседней провинции Кунар, пострадавшей сильнее всего. Из местной больницы осторожно сообщили о возможных жертвах. К часу ночи звонки приобрели отчаянный характер: «К нам поступает множество раненых из разных районов, ситуация тяжелая. Если возможно, пришлите помощь!» Сахак собрал команду ВОЗ на складе в Джелалабаде. Когда они выехали, шел дождь – начинался сезон муссонов, осложнявший посадку вертолетов и работу машин скорой помощи. Помощь начала поступать по отлаженной цепочке: грузовик с медикаментами отправился на склад ВОЗ, затем – в аэропорт Джелалабада, откуда вертолет доставил людей и грузы к эпицентру землетрясения. «К счастью, мы быстро добрались до самого пострадавшего района», – говорит доктор. 

Ночь, когда содрогнулись горы: история врача на передовой в Афганистане

В эпицентре

Первоначально команда состояла лишь из четырех человек. В течение нескольких часов они привлекли партнеров из двух НПО, в итоге собрав 18 врачей, медсестер и фармацевтов. В первый же день ВОЗ удалось доставить в район Нургал 23 тонны медикаментов. Тем временем число жертв стремительно росло. «Говорили, что погибло 500, может быть, 600 человек. Тысячи ранены, тысячи домов разрушены», – вспоминает Сахак. Через пять дней официальные данные оказались куда страшнее: более 2200 погибших, 3640 раненых и 6700 разрушенных домов. 

«Где мой ребенок?!»

Когда Сахак и его команда прибыли в Нургал, их взору предстали улицы, заваленные телами погибших. Волонтеры из соседних районов разгребали завалы и вытаскивали из руин пострадавших. У 60-летнего местного жителя по имени Мохаммад погибли 22 родственника – большая часть семьи из 30 человек. «Видеть все это было невыносимо», – признается доктор. В полуразрушенной местной клинике пациентов лечили под навесами. Сахак запомнил женщину с переломами таза, ребер и тяжелой травмой головы. Она не могла дышать и только повторяла: «Где мой ребенок?! Принесите мне моего ребенка!» Но все ее родные погибли. 

Ночь, когда содрогнулись горы: история врача на передовой в Афганистане

Женщины на передовой

Землетрясение на время стерло в патриархальном Афганистане строгие гендерные барьеры. Женщины-врачи и акушерки работали наравне с мужчинами. После 2021 года, когда к власти в стране вновь пришли талибы, большинство женщин-специалистов покинули Афганистан. Дочь Сахака, тоже учившаяся на врача, теперь сидит дома без каких-либо перспектив. 

Статистика катастрофы

Ближе к концу недели в пострадавшие районы были доставлены 46 тонн медикаментов, включая более 15 тысяч бутылок растворов для инфузий. 17 бригад ВОЗ следили за эпидемической обстановкой в регионе. Более 800 тяжелых пациентов были отправлены в больницы Джелалабада и Асадбада. ВОЗ запросила четыре миллиона долларов на расширение помощи. У одной пожилой женщины и ее дочери погибли 13 родственников. «Они вдвоем остались в живых, но были теперь совершенно одни», – вспоминает доктор. Вернувшись домой, Сахак рассказал об этом своей семье, и все расплакались. 85-летняя мать доктора, сначала умолявшая его не рисковать, сказала: «Пожалуйста, возвращайся туда и помогай людям».

Источник