03.05.2025

ИНТЕРВЬЮ | Глава Управления ООН по гуманитарным вопросам – о вызовах и приоритетах в условиях нехватки финансирования

ИНТЕРВЬЮ | Глава Управления ООН по гуманитарным вопросам – о вызовах и приоритетах в условиях нехватки финансирования

Координатор чрезвычайной помощи ООН Том Флетчер в Кундузе, Афганистан. ИНТЕРВЬЮ | Глава Управления ООН по гуманитарным вопросам – о вызовах и приоритетах в условиях нехватки финансирования Гуманитарная помощь

В связи с тем, что основные доноры, включая Соединенные Штаты, резко сократили объемы помощи, возникла острая необходимость пересмотреть работу глобальной гуманитарной системы – сделать ее более эффективной и найти новые источники финансирования. Об этом заявил заместитель Генсека ООН по гуманитарным вопросам и Координатор чрезвычайной помощи Том Флетчер в эксклюзивном интервью Службе новостей ООН.

В Афганистане, где он сейчас находится, Флетчер стал свидетелем серьезных последствий нехватки ресурсов. Но финансирование не единственная проблема, которую заместитель Генсека обсуждает в ходе встреч с представителями «Талибана» – речь идет о правах женщин и важной роли, которую они играют в гуманитарных усилиях.

Служба новостей ООН: Вы сказали, что политикам, которые подписали указы о сокращении помощи, следует посетить Афганистан, чтобы увидеть, как их решение сказалось на населении. По вашим словам, в результате сокращения помощи умирают миллионы людей. Используете ли вы такой прямолинейный подход, когда разговариваете с политиками в частном порядке?

Том Флетчер: Да. Конечно, вы не сразу увидите все последствия сокращений финансирования. В Афганистане за последние несколько недель закрылось 400 клиник. Это напрямую влияет на положение людей, и в этой поездке я увидел реальные последствия кризиса.

Я только что вернулся со встречи с представителями НПО, и они увольняют половину своего персонала. Местные НПО, которые мы стремимся защитить, пострадали больше всего. Мы пытаемся найти способы донести эту реальность [до политиков] в более мягких терминах, но в конечном итоге, конечно, в результате сокращений помощи будут умирать люди. В этом заключается великая трагедия происходящего.

Служба новостей ООН: Как на это реагируют политики?

ТФ: Я думаю, что в целом есть два лагеря. Есть политики, которые сокращают финансирование очень неохотно, они вынуждены принимать трудные решения, потому что их экономика испытывает трудности, и из-за давления со стороны налогоплательщиков. Они понимают важность гуманитарных усилий и очень опечалены выбором, который им приходится делать.

Есть еще одна группа политиков, которая, к сожалению, бравирует этим в своих публичных выступлениях. Похоже, что они хвастаются сокращениями помощи и ставят себе это в заслугу. Их я бы хотел пригласить встретиться с матерью, которая потеряла своего ребенка из-за того, что ей пришлось во время беременности три часа ехать на велосипеде в больницу.

Я не знаю, какие из аргументов работают с какими избирателями, поэтому мы должны адаптироваться и творчески подходить к тому, как мы излагаем свою позицию. Также мы должны твердо защищать свою деятельность и гордиться тем, что гуманитарное сообщество вытащило миллионы людей из нищеты и спасло сотни миллионов жизней.

Служба новостей ООН: Вы стали главой Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) в особенно трудное время с точки зрения способности оказывать помощь наиболее уязвимым слоям населения. В феврале вы объявили о 20-процентных сокращениях. Как вы это делаете таким образом, чтобы не усложнить работу еще больше?

ТФ: Это трудно. Принимаются жесткие решения, и сектор, вероятно, сократится на треть. Средства, которые были урезаны, не вернутся в ближайшее время, а впереди могут быть еще большие сокращения финансирования.

Мы будем искать новых партнеров и пытаться убедить скептиков в необходимости привлекать частный сектор и внести коррективы в общественную дискуссию о солидарности. Мы должны работать с теми средствами, которые у нас есть, а не с теми, которые нам нужны или которые мы хотели бы иметь.

Диалог продолжается, я не сдаюсь, и я очень позитивно отношусь к тому, что Марко Рубио, Госсекретарь США, говорит о необходимости сохранить жизненно важную помощь. Я хочу поговорить с ним об этом и понять, каково его видение роли Америки в спасении жизней во всем мире.

Служба новостей ООН: Придется ли нам полностью переосмыслить, что такое гуманитарная помощь и как она финансируется?

ТФ: Нам придется измениться. Мы должны сохранить опыт прошлого и извлечь из него уроки. Но сейчас мы переживаем процесс, который мы называем «гуманитарной перезагрузкой».

ИНТЕРВЬЮ | Глава Управления ООН по гуманитарным вопросам – о вызовах и приоритетах в условиях нехватки финансирования

Координатор чрезвычайной помощи ООН Том Флетчер посетил больницу в Кандагаре, Афганистан.

Прежде всего, мы становимся компактнее, и мы пытаемся сделать это с наименьшим ущербом для нашей деятельности. Наряду с этим, мы становимся более эффективными и рациональными.

В первый же день на этом посту я дал старт кампании по повышению эффективности во всем секторе. Постоянный межучрежденческий комитет, который координирует работу сектора, поддержал это решение и фактически вывел его на новый уровень. Цель заключается в том, чтобы устранить лишние ступени в нашей деятельности, прекратить борьбу за сферы влияния и сосредоточиться на том, что каждый из нас делает лучше всего, на пользе, которую мы приносим, а также на расширении работы на местном уровне – ближе к сообществам, которым мы служим.

Служба новостей ООН: Многие ли государства по-прежнему верят в важность международной помощи?

ТФ: Безусловно. Ряд доноров остаются надежными партнерами, несмотря на кризис финансирования, с которым сталкиваются все. Появляются и расширяют свою поддержку новые доноры. Я посетил страны Персидского залива, также побывал на прошлой неделе в Китае. Сотрудничество с этими странами углубляется.

У нас есть более новаторские идеи о том, как привлечь частный сектор, а также я твердо верю в роль отдельных людей для поиска путей становления более широкого движения, в котором будут участвовать не только правительства и государства-члены [ООН].

Служба новостей ООН: Возвращаясь к Афганистану, де-факто власти серьезно ограничили доступ к образованию и перспективам трудоустройства для женщин и девочек. Есть ли у вас возможность конструктивно обсуждать это с режимом?

ТФ: Для нас есть два важных вопроса. Один из них – роль женщин в гуманитарной работе: без них мы просто не справимся. Они блестящие коллеги, мы полностью полагаемся на них, и мы не смогли бы здесь без них работать.

Вторая – это более широкая проблема, связанная с правами женщин и девочек, в том числе на образование, и тот факт, что за последние три года у миллионов девочек украли это право. Это трудный разговор, но я подхожу к нему как бывший дипломат и как человек, который верит в диалог, уважение, доверие и умение слушать, признавая то, что у нас разные культуры, разные традиции, разное наследие и разные убеждения.

ИНТЕРВЬЮ | Глава Управления ООН по гуманитарным вопросам – о вызовах и приоритетах в условиях нехватки финансирования

Координатор чрезвычайной помощи ООН Том Флетчер с женщинами, участвующими в программе расширения экономических прав и возможностей, в Афганистане.

Служба новостей ООН: До того, как вы приступили к исполнению этой должности, была ли у вас цель, которую вы хотели бы достичь до окончания вашего срока?

ТФ: В среднем главы УКГВ удерживаются на своей должности около трех лет – эта работа, я бы сказал, «на износ». График командировок очень напряженный, ты имеешь дело с самыми тяжелыми кризисами в мире, так что усталость накапливается.

Поэтому моей первой задачей было продержаться как можно дольше. Я считаю, что для организации травматично постоянно принимать новых людей, обучать их и вводить в курс дела. Остаться на посту достаточно долго, чтобы учиться у самой организации и у тех, кому мы помогаем, а затем применять эти знания на практике – это уже серьезная цель.

Также я пришел на эту должность с целью реформировать гуманитарный сектор. Это было еще до того, как Дональд Трамп, Илон Маск и другие начали говорить об эффективности, приоритизации и сокращениях. Я действительно верю, что мы можем работать гораздо эффективнее и быть ближе к тем, кому предназначена наша помощь, и я решительно настроен этого добиться.

Ну и третье – самое главное – это спасение жизней. Я верю, что мы работаем для того, чтобы спасать сотни миллионов людей, и мы должны строить всю деятельность, исходя из этого ориентирa.

Источник