Интернет не только открывает перед детьми большие возможности для развития, но может представлять и угрозу для их безопасности. ЮНИСЕФ развенчивает мифы о безопасности детей в интернете Культура и образование
В День безопасного интернета, который отмечают 11 февраля, в Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ) предлагают разобраться, какие заблуждения мешают нам лучше защищать детей в цифровом мире.
Интернет уже давно стал частью жизни детей. Он дает им массу возможностей: учиться, общаться, играть и развиваться. Но вместе с этим возникают и риски – буллинг, травля в киберпространтсве, вредоносный контент, злоумышленники. Вокруг этих тем сложилось немало мифов, которые путают родителей и учителей, а также тревожат политиков. Эксперты ЮНИСЕФ объясняют, что из этого правда, а что – нет.
Миф №1: Чем больше у детей доступа к интернету, тем лучше
Правда: чем больше дети пользуются интернетом, тем выше риск столкнуться с угрозами.
Да, интернет открывает перед детьми огромные возможности. Но если цифровая среда не регулируется, то вместе с полезным контентом дети получают доступ к вредоносному – например, к ненавистническим комментариям или сценам насилия.
Исследования показали, что в странах с высоким уровнем интернет-доступа дети чаще сталкиваются с агрессией в сети. Однако есть страны, которым удалось минимизировать эти риски. Их опыт можно использовать в других странах, чтобы сделать интернет безопаснее для всех.
Что делать?
Эксперты предлагают развивать законы, которые обязывают интернет-компании учитывать права детей, а также ограничивать доступ детей к вредному контенту и повышать уровень цифровой грамотности.
Миф №2: Видеоигры вредят детям
Правда: игры могут приносить пользу, если они созданы с учетом интересов детей.
Много лет мы слышим о том, что видеоигры портят детей. Но исследования доказывают: если игры разработаны правильно, они помогают детям развивать внимание, логику, эмоциональный интеллект и даже учат выстраивать отношения.
Конечно, не все игры полезны. Но если разработчики будут ориентироваться на потребности детей, видеоигры смогут стать мощным инструментом развития.
Что делать?
В ЮНИСЕФ призывают поддерживать разработку игр, которые способствуют обучению и развитию, а также следить за тем, в какие игры играют дети, и обсуждать с ними их цифровой опыт.
Миф №3: Онлайн-насилие – это что-то особенное, не связанное с реальной жизнью
Правда: если ребенка травят в интернете, скорее всего, его уже травили в реальной жизни.
Кибербуллинг редко возникает «из ниоткуда». Чаще всего он является продолжением насилия в школе, дома или среди сверстников.
Кроме того, преступники, совершающие насилие в интернете, часто используют его как инструмент для реальных преступлений – например, могут уговорить ребенка на встречу.
Что делать?
Эксперты предупреждают, что онлайн-угрозы следует рассматривать в контексте реальной жизни. Они также призывают работать над снижениям уровня насилия среди детей в целом.
Миф №4: Главная опасность – это незнакомцы
Правда: в большинстве случаев насилие в интернете совершают знакомые ребенку люди.
Часто родители боятся, что их ребенок станет жертвой злоумышленника из интернета. Но на самом деле большинство случаев онлайн-насилия происходит по вине знакомых – друзей, родственников или даже романтических партнеров.
Однако в некоторых странах действительно чаще встречаются преступления со стороны незнакомцев. Поэтому важно изучать национальные данные и адаптировать меры защиты под реальную ситуацию.
Что делать?
Всем странам рекомендуется обучать детей правилам безопасности в сети, объяснять, как вести себя в тревожных ситуациях.
Эксперты отмечают необходимость стремиться к тому, чтобы дети понимали, что обращаться за помощью – это нормально. В ЮНИСЕФ также призывают развивать программы поддержки для детей, переживших насилие.
Возможности и риски
Интернет – это огромные возможности, но и серьезные риски. Вместо того чтобы бояться технологий, мы должны учиться использовать их с умом. Развенчивая мифы и основываясь на реальных данных, мы можем сделать цифровую среду безопасной и комфортной для детей.