Женщины и девочки в деревне в регионе Таджура в Джибути, где общественное движение успешно лоббировало отказ от женского обрезания. Женское обрезание в Джибути: новое поколение требует прекращения жестокой практики Женщины
«Я все еще вижу нож и женщину, которая меня держала», – говорит Хаваа Мохамед Камил. Сейчас ей 30, она подверглась женскому обрезанию, когда ей было всего шесть лет. Этот опыт, который оставил не только физические, но и психологические шрамы.
«Я боюсь мужчин, всех, всего», – рассказала она сотрудникам ЮНФПА, агентства ООН по сексуальному и репродуктивному здоровью. Женское обрезание признано на международном уровне нарушением прав человека. Более 230 миллионов девочек и женщин во всем мире пережили эту операцию, и, по оценкам, еще около 27 миллионов могут подвергнуться ей в течение следующих пяти лет.
Хаваа Мохамед Камил.
Хаваа решила направить свой страх и гнев на то, чтобы стать активисткой финансируемой ЮНФПА организации Elle&Elles, которая занимается поддержкой сексуального и репродуктивного здоровья в Джибути. Сотрудники организации путешествуют из столицы страны, города Джибути, в отдаленные деревни и рассказывают о последствиях женского обрезания местному населению, в том числе мальчикам и мужчинам, которые могут сыграть важную роль в изменении общественных установок.
Хаваа даже смогла убедить членов своей собственной семьи отказаться от женского обрезания. Это революционный шаг для традиционных общин в Джибути.
«Я поклялась защитить свою внучку»
В регионе Таджура активистка Хадиджа пересекает километры суровой местности, чтобы убедить семьи избавить своих дочерей от этой процедуры. После того, как представители Совместной программы ЮНФПА-ЮНИСЕФ по искоренению женского обрезания посетили ее деревню Отой и прочитали лекцию о вреде операции, Хадиджа решила присоединиться к борьбе. «25 лет назад я позволила этому случиться с моей дочерью, – рассказала она ЮНФПА. – Но я поклялась защитить свою внучку».
Сама пережившая процедуру, Хадиджа знает боль, которая следует за женским обрезанием. Операция также ведет к инфекциям, осложнениям во время родов, а иногда даже смерти. «Мы потеряли многих женщин, которые истекли кровью, прежде чем смогли добраться до больницы», – говорит она.
Хадиджа выступает за ликвидацию женского обрезания в Джибути.
Хадиджа начала говорить об обрезании сначала с женщинами, затем с мужчинами и даже с религиозными лидерами. И Хаваа, и Хадиджа часто сталкивались с непониманием и даже подвергались остракизму со стороны своих общин за распространение «ложной информации». «Люди подозревали, что у меня есть скрытые мотивы, – вспоминает Хадиджа. – Они не могли поверить, что я делаю это бесплатно, от всего сердца».
Однако женщины не собирались сдаваться. «Я горжусь переменами, которые мы видим сегодня», – говорит Хаваа. Хадидже удалось добиться особенно впечатляющих результатов: ее деревня недавно публично заявила об отказе от практики женского обрезания. «Изменения требуют времени, но в конце концов они происходят», – подчеркнула она.
Уроки сопротивления
Ибрагим – сельский учитель. Он преподает французский язык. Он также учит детей необходимости защищать права и благополучие девочек.
«Я дал обет, что, если женюсь и у меня будут девочки, я не буду подвергать их этой процедуре», – говорит он.
Ибрагим преподает французский язык. Он также учит детей необходимости защищать права и благополучие девочек.
Когда родилась его первая дочь, Ибрагиму пришлось столкнуться с сопротивлением своей семьи, включая жену и бабушку, которые настаивали на обрезании. Но он твердо решил сдержать свое обещание.
«Самое главное – это здоровье, – подчеркивает Ибрагим. – Я призываю все семьи заботиться о здоровье своих девочек и не подвергать их обрезанию». Его позиция по этому вопросу в итоге обрела популярность в его общине, где теперь уже более 100 человек выступают против этой практики.
Религиозные лидеры против обрезания
46-летняя Хави Мохаммед – мать пятерых детей, активистка и религиозный лидер. Она вступила в сеть «Шамихат Джибути» – региональную группу религиозных лидеров, выступающих против женского обрезания. Ей самой когда-то пришлось пройти через эту процедуру.
В детстве ее подвергли тому, что называют «инфибуляцией», при которой часть или все внешние половые органы девочки удаляются. Это мучительная и опасная операция, которая может вести к сильному кровотечению, инфекциям и смерти. Хави говорит, что в полной мере осознала тот кошмар, которому ее подвергли, только когда достигла половой зрелости: боль во время менструации была невыносимой. «Я не могла ходить в школу. Мне нужны были инъекции обезболивающих, чтобы просто функционировать», – рассказывает Хави.
Хави Мохаммед.
Сейчас она ведет популярную радиопрограмму, выступает на телевидении и читает лекции в мечетях, напоминая, что женское обрезание не имеет отношения к исламу.
«Раньше люди просто уходили, когда мы говорили о женском обрезании, – говорит Хави. – Но новое поколение другое. Многие матери сегодня образованы, информированы».
Дочери и племянницы Хави – живое доказательство ее стойкости: несмотря на давление со стороны семьи и членов общины, ни одна из них не подверглась женскому обрезанию. «Я перенесла много боли, и я не позволю ни одной девушке страдать так, как я», – говорит Хави.