В ЮНИСЕФ продвигают семейные формы ухода за детьми с инвалидностью. ЮНИСЕФ запускает масштабную программу по поддержке детей с инвалидностью в Европе и Центральной Азии Здравоохранение
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) представил стратегию, направленную на инклюзивную поддержку 10,8 миллиона детей с инвалидностью в странах Европы и Центральной Азии. Документ под названием «Путь к инклюзии» определяет ключевые приоритеты работы и ставит долгосрочную цель – полностью исключить институционализацию детей с инвалидностью к 2030 году.
ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы каждый ребенок с инвалидностью жил в обществе, которое его принимает, где он защищен, развивается, учится, включен в общественную жизнь и может быть услышан.
Барьеры и вызовы
Несмотря на прогресс в области прав детей, миллионы детей с инвалидностью в регионе сталкиваются с многочисленными препятствиями, в том числе с дискриминацией и стигматизацией: во многих странах родители опасаются обращаться за помощью из-за предвзятости и осуждения.
В регионе до сих пор наблюдается высокий уровень институционализации: дети с инвалидностью в 30 раз чаще других оказываются в интернатах, где лишены полноценной заботы и подвергаются рискам насилия. Дети с ограниченными возможностями чаще становятся жертвами насилия и жестокого обращения, часто связанным с их изоляцией.
В Детском фонде также сообщают об ограниченном доступе к образованию: по данным ЮНИСЕФ, более 260 тысяч детей в регионе обучаются в специализированных школах, изолированных от общего образовательного процесса.
В большинстве стран региона отмечается недостаток вспомогательных технологий: нет системной поставки оборудования для поддержки коммуникации, слуха или зрения.
Кроме того, существуют значительные пробелы в социальной защите: даже там, где существуют пособия, они часто не покрывают реальные потребности семей.
Пять приоритетов ЮНИСЕФ
В рамках новой стратегии ЮНИСЕФ сосредоточится на пяти направлениях. Во-первых, это защита: развитие семейных форм ухода и поддержка сообществ. Второе направление – реформирование систем образования с акцентом на инклюзивность и адаптацию школ. Третий приоритет – здоровье и развитие, внедрение систем раннего выявления и поддержки детей с особенностями развития. Стратегия ЮНИСЕФ также предполагает расширение социальной защиты и вовлечение детей и подростков с инвалидностью в общественную жизнь.
Успешные примеры
ЮНИСЕФ оказал поддержку правительству Молдовы в проведении реформ, направленных на закрытие всех специализированных интернатов и перераспределение ресурсов в пользу семейных форм воспитания и инклюзивного образования в обычных школах для детей с инвалидностью.
В результате этих реформ число детей с инвалидностью, находящихся в формальных учреждениях интернатного типа, сократилось на 95 процентов в период с 2009 по 2021 год, а все общеобразовательные школы Молдовы стали инклюзивными. Некоторые из бывших специализированных школ были переоборудованы для предоставления услуг детям с инвалидностью по месту их проживания.
В Сербии реализуется программа «Учимся вместе», направленная на переобучение преподавателей и развитие индивидуального подхода к образованию детей с инвалидностью.
В Казахстане, Украине и Узбекистане ЮНИСЕФ расширяет возможности подростков с инвалидностью, обучая их информационно-коммуникационным и другим навыкам, повышающим их шансы на трудоустройство.
Экономическая отдача
По данным ЮНИСЕФ, каждый доллар, вложенный во вспомогательные технологии, приносит 9 долларов экономической отдачи, а инвестиции в образование детей с инвалидностью могут окупаться в два-три раза эффективнее, чем обычные образовательные программы.
Новая стратегия ЮНИСЕФ станет ориентиром для правительств, международных организаций и гражданского общества, стремящихся обеспечить равные возможности для всех детей без исключения.