В 2024 году объем мировой торговли достиг рекордных 33 млрд долларов. Пошлины: мера по защите рабочих мест или удар по торговле? Конор Леннон Экономическое развитие
За нескольких последних месяцев cлово «тариф» (или «пошлина») перекочевало со страниц деловых изданий в заголовки популярных СМИ – ведущие экономики миры вводят тарифы или угрожают ими другим странам. Однако торговые пошлины – это не только инструмент давления в геополитической борьбе: при эффективном применении они способны помочь бедным странам эффективно развивать свою экономику.
Каждый месяц Агентство ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) представляет обновленную информацию о том, что происходит в мире глобальной торговли. В минувшем марте основное внимание было уделено тарифам. Хотя в прошлом году объем мировой торговли достиг рекордных 33 триллионов долларов, перспективы на 2025 год остаются неопределенными, а растущая напряженность, протекционистская политика и торговые споры сигнализируют о вероятных сбоях в ближайшие месяцы.
Директор Отдела международной торговли ЮНКТАД Лус Мария де ла Мора отвечает за подготовку доклада о тенденциях в глобальной торговле. В начале своей карьеры она входила в состав мексиканской команды переговорщиков, которая в 1992 году выступила посредником при заключении Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), наследие которого оспаривается до сих пор.
В интервью Службе новостей ООН она объяснила, что тарифы сами по себе не обязательно являются проблемой: проблема заключается в неопределенности, которая возникает из-за того, что крупные экономические игроки перекраивают правила международной торговли.
Лус Мария де ла Мора: Тарифы, которые по сути являются налогом на импорт, являются частью международной торговой системы, которая существует уже почти восемь десятилетий.
В 1948 году было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле, также известное как ГАТТ, а в 1995 году его сменила Всемирная торговая организация (ВТО). Эти два объединения создали свод правил, дающих уверенность производителям, инвесторам и экспортерам в том, что тарифы не будут меняться каждый год. Тарифы по-прежнему широко используются, но они вводятся в соответствии с правилами, которые были согласованы в рамках ВТО или региональных организаций.
Служба новостей ООН: Самые большие тарифы действуют в торговле между развивающимися странами. Почему?
Лус Мария де ла Мора: Развивающиеся страны обычно стремятся создать высокий уровень защиты, и на это есть несколько причин. Страна может стремиться развивать определенную отрасль, скажем, автомобильную или химическую промышленность. Один из способов помочь этой отрасли расти – это защитить ее от иностранной конкуренции с помощью тарифов.
Вторая причина, по которой развивающиеся страны применяют тарифы, заключается в том, что в некоторых случаях правительствам нужно повысить доходы. Тарифы – это налог, а налог – это прибыль, которую правительство может потратить на социальные нужды, здравоохранение, образование или инфраструктуру. Однако, это также означает повышение стоимости импортных товаров для потребителей.
Служба новостей ООН: Вы принимали активное участие в разработке Североамериканского соглашения о свободной торговле [между США, Канадой и Мексикой]. К чему оно привело и почему вызывало споры?
Лус Мария де ла Мора: НАФТА была очень смелым начинанием по нескольким причинам. Это было первое соглашение о свободной торговле между развивающимися и развитыми странами, эксперимент, который никогда не проводился ранее. Практически все тарифы между тремя странами были отменены.
НАФТА изменила экономику Мексики. Увеличился объем инвестиций в обрабатывающую промышленность, было создано множество рабочих мест. Сегодня Мексика является четвертым по величине производителем автомобилей в мире. Это продемонстрировало, что интеграция может сделать экономику более эффективной и создать больше возможностей.
Служба новостей ООН: Те, кто критикует НАФТА, говорят, что снижение тарифов означало уменьшение защиты определенных секторов экономики, и работники оказались в проигрыше. Но, по вашим словам, в конечном итоге от этого выиграли рабочие в каждой стране.
Лус Мария де ла Мора: Конечно, в любой зоне свободной торговли всегда есть победители и проигравшие. Я не говорю, что все было радужно. Некоторые сектора и компании прекратили свое существование. Но преобразования, которые вы видите в регионах страны, сумевших интегрироваться в североамериканскую цепочку поставок, очень и очень обнадеживают. В целом мы наблюдаем положительный эффект.
Торговая политика должна сочетаться с политикой, обеспечивающей обучение тех, кто потерял работу. Необходимо государственное вмешательство, чтобы сохранить людям рабочие места.
В Мексике, например, было разработано множество программ поддержки сельскохозяйственного сектора – чтобы помочь производителям противостоять конкуренции со стороны США и Канады. Фермеры стали больше производить фруктов и овощей, которых в Мексике раньше не было. Сегодня страна занимает первое место по экспорту в США помидоров, авокадо, ягод и ряда других продуктов. В результате американские потребители имеют более сбалансированное и здоровое питание. Мексика, в свою очередь, получает выгоду от легкого доступа к зерновым, пшенице, кукурузе, сорго, а также к некоторым видам говядины, свинины и мяса птицы.
Служба новостей ООН: Сейчас многие международные торговые соглашения ставятся под сомнение. Считаете ли вы, что мы стоим на пороге глобальной торговой войны?
Лус Мария де ла Мора: Многие важные участники мировой торговли, такие как США, Европейский союз и Китай, вводят тарифы или меры, которые не соответствуют их обязательствам в рамках ВТО. Это создает неопределенность и беспокойство со стороны частного сектора. Когда крупные игроки начинают устанавливать свои собственные правила, вместо того чтобы следовать правилам ВТО, возникает множество вопросов.
Между странами всегда существовали различия, некоторые сектора в большей степени подвержены изменениям, чем другие, и экономические условия могут требовать определенного вмешательства. Когда государства-члены принимают односторонние решения, это создает неопределенность, которая в итоге приведет к замедлению принятия инвестиционных решений в частном секторе и в торговле, к ограничению экономического роста и сокращению рабочих мест.
Служба новостей ООН: Если произойдет замедление темпов роста мировой экономики, кто пострадает больше всего?
Лус Мария де ла Мора: В первую очередь – развивающиеся страны. Девяносто пять развивающихся стран мира зависят от своего экспорта, что ставит их во власть международных ценовых тенденций. Этим странам нужна эффективная международная торговая система, обеспечивающая стабильность. Им нужна система, при которой правила не меняются без предупреждения, без переговоров. Вот почему так важно, чтобы многосторонний подход сохранялся.
Факты о тарифах
ООН определяет тарифы как таможенные пошлины на импорт товаров, взимаемые либо в процентах от стоимости, либо на определенной основе (например, 7 долларов за 100 килограммов).
Тарифы могут использоваться для создания ценовых преимуществ для аналогичных товаров местного производства и для увеличения государственных доходов.
Развитые страны часто используют тарифы как часть более широкой экономической политики, направленной на защиту отдельных отраслей промышленности или реагирование на динамику международной торговли. В отличие от них, развивающиеся государства могут вводить тарифы для защиты новых отраслей и поддержки экономического развития.
Развитые страны чаще участвуют в сложных международных торговых соглашениях, предусматривающих снижение тарифов и другие меры по упрощению процедур торговли.
Развивающиеся государства могут иметь меньше таких соглашений и использовать тарифы в качестве инструмента для переговоров о более выгодных условиях.