С апреля 2024 года Иран усилил полицейский контроль и уголовное преследование женщин, отказывающихся носить обязательный хиджаб, введя так называемый план «Нур». Миссия ООН по установлению фактов: власти Ирана продолжают систематические репрессии Права человека
Спустя два с половиной года после массовых протестов, которые начались в Иране в сентябре 2022 года, правительство этой страны в рамках скоординированных действий по подавлению инакомыслия продолжает усиливать меры по ограничению прав женщин, девочек и других лиц, требующих соблюдения прав человека. Об этом говорится в новом докладе Независимой международной миссии ООН по установлению фактов в Исламской Республике Иран.
Продолжение репрессий
Эти репрессивные меры принимаются несмотря на предвыборные обещания нынешнего президента Масуда Пезешкиана ослабить жесткое применение законов о ношении хиджаба, отмечают авторы доклада. Меры включают в себя усиленное использование технологий и систем слежки, включая поддерживаемый государством самосуд, что еще больше ущемляет фундаментальные права женщин и девушек.
С апреля 2024 года государство усилило полицейский контроль и уголовное преследование женщин, отказывающихся носить обязательный хиджаб, введя так называемый план «Нур». Защитницы прав человека и активистки продолжают сталкиваться с уголовными наказаниями, включая штрафы, длительные тюремные сроки и, в некоторых случаях, смертную казнь за мирную деятельность в поддержку прав человека.
Доклад, который будет представлен Совету ООН по правам человека в Женеве 18 марта 2025 года, показывает, что эти меры отражают продолжающиеся преследования, направленные на подавление прав женщин и девочек, а также их права на равенство.
«На протяжении двух лет Иран отказывался адекватно признать требования о равенстве и справедливости, которые стали причиной протестов 2022 года. Криминализация, слежка и продолжающиеся репрессии против протестующих, семей жертв и выживших, особенно женщин и девочек, вызывают глубокую обеспокоенность», – заявила Сара Хоссейн, председатель Миссии по установлению фактов.
Акты преследования также направлены против жертв пыток, насилия и других нарушений, произошедших во время протестов, и их родных, которых систематически запугивают, чтобы заставить молчать о причиненном вреде. Также под угрозой находятся те, кто проявляет солидарность с жертвами – правозащитники, адвокаты и журналисты. Многие из подвергшихся преследованиям были вынуждены покинуть Иран.
Помимо усиления слежки, государство расширило ограничения в цифровом пространстве, распространив репрессии за пределы страны с целью заставить замолчать правозащитников, в том числе журналистов, выступающих из-за границы.
На данный момент в связи с протестами было казнено 10 мужчин, а по меньшей мере 11 мужчин и 3 женщины находятся под угрозой казни, в том числе за действия, охраняемые международным правом. Это происходит на фоне серьезных опасений по поводу нарушений права на справедливый суд, включая использование признаний, полученных под пытками, и несоблюдение процессуальных норм.
Ответственность государства
Миссия по установлению фактов проанализировала информацию, предоставленную жертвами, свидетелями и правительством, а также собранную в ходе исследования открытых источников относительно мер по привлечению виновных к ответственности на национальном уровне. Было установлено, что, хотя были предприняты некоторые шаги, такие как уголовное преследование отдельных сотрудников сил безопасности за незаконное применение силы и выплаты компенсаций жертвам, эти меры остаются редкими и недостаточными. Более того, государство в значительной степени отрицает свою ответственность за грубые нарушения прав человека, некоторые из которых, по мнению Миссии, квалифицируются как преступления против человечности. Судебная система страны не обладает независимостью, а жертвы и их семьи не только лишены правосудия, но и подвергаются постоянным угрозам, арестам и уголовному преследованию.
«Хотя именно правительство Ирана несет основную ответственность за предоставление возмещения ущерба жертвам, мы слышали от множества пострадавших и выживших, что у них нет ни уверенности в иранской судебной и правовой системе в вопросах установления истины, справедливости и возмещения ущерба, ни доверия к ней, – заявила Шахин Сардар Али, эксперт Миссии. – Поэтому крайне важно, чтобы меры по обеспечению ответственности продолжались и за пределами страны».
Собранные Миссией документы
За два года работы Миссия собрала и сохранила обширный массив доказательств, включающий более 38 тысяч единиц материалов и интервью с 285 жертвами и свидетелями.
Доклад подтвердил предыдущие выводы о грубых нарушениях прав человека и преступлениях против человечности. Миссия также расследовала новые случаи изнасилований протестующих женщин, включая групповые изнасилования, а также случаи смертей протестующих, которые государство классифицировало как «самоубийства». Кроме того, задокументировано широкое применение инсценировок казней задержанных, что приравнивается к пыткам.
Права несовершеннолетних и меньшинств
В отношении детей Миссия установила, что силовые структуры практически не делали различий между взрослыми и несовершеннолетними протестующими – они подвергались такому же обращению, включая незаконное применение силы, пытки и нарушения права на справедливый суд.
В ходе расследования также было установлено, что этнические и религиозные меньшинства, в частности курды и белуджи, а также представители ЛГБТК+ были особенно подвержены преследованиям и насилию во время протестов.
Роль государственных органов и структур
Миссия расширила исследование ролей, структур и ответственности государственных органов, таких как Корпус стражей исламской революции (КСИР), Басидж, Министерство разведки, Министерство внутренних дел, полиция (FARAJA), включая ее спецподразделения, «полиция нравов», губернаторы провинций и судебная система. Были сделаны выводы о причастности этих структур к использованию силы, задержаниям, уголовным процессам, смертным приговорам и принудительному соблюдению закона о хиджабе. В этом контексте Миссия также исследовала степень ответственности глав этих органов за грубые нарушения прав человека и преступления против человечности.
В рамках своего мандата на сохранение доказательств Миссия провела детальное картографирование структуры государственных учреждений. Она также собрала и проанализировала данные о личностях и степени ответственности предполагаемых преступников, которые включены в конфиденциальный список, который будет передан Верховному комиссару ООН по правам человека по завершении мандата.
Дальнейшие шаги
Признавая, что проблемы с правами человека в Иране носят сложный и обширный характер и выходят за рамки текущего мандата Миссии, авторы доклада призывают Совет ООН по правам человека рассмотреть возможность создания нового независимого органа для продолжения работы. Такой орган мог бы продолжить расследование серьезных нарушений прав человека в Иране, как прошлых, так и настоящих, а также их коренных причин, таких как системная дискриминация по признаку пола, этнической принадлежности, религии и/или политических убеждений.
«Политика правительства лишила жертв в Иране права на истину, справедливость и возмещение ущерба, – заявила Вивиана Крстичевич, эксперт Миссии. – Учитывая тяжесть нарушений в стране и серьезный риск повторения насилия в отношении тех, кто выражает несогласие, крайне важно, чтобы Совет ООН по правам человека продолжал поддерживать жертв в их поиске справедливости».