Последствия ударов в Харькове, сентябрь 2024 года. Украина – три года полномасштабной войны: боль, потери, солидарность и надежда Мир и безопасность
24 февраля 2024 года миллионы украинцев проснулись от грохота взрывов. Для кого-то они звучали рядом, казалось, что война началась буквально за окном. Сотрудники ООН переживают эту войну вместе с остальными жителями Украины, а возможность помогать другим стала для них спасением в это сложное время.
Февральское утро 2022 года
«Этот день [24 февраля 2022 года] вспоминать непросто», – говорит сотрудница ЮНИСЕФ-Украина Наталья Датченко. Она беседует со Службой новостей ООН по видеосвязи из Киева. Рассказывая о своей работе за минувшие три года, она не может сдержать слез. «Думала, как бы не расплакаться, но не получается, хорошо, что запаслась салфетками», – признается Наталья.
Вместе с чувством гнева, по словам сотрудницы ЮНИСЕФ, она почувствовала в то трагическое утро прилив энергии. «Я отчетливо поняла, что хочу помочь другим, защитить людей, поняла, что надо что-то делать», – поделилась она.
Руководство инструктировало сотрудников ЮНИСЕФ прежде всего позаботиться о себе и своей семье, обеспечить безопасные условия для детей, и только потом вернуться к работе. Наталья эвакуировалась с семьей во Львов. «Нас было 12 человек в тесном купе, я держала на руках чьего-то ребенка, не было места его посадить. Поезд ехал медленно, чтобы не попасть под обстрел. Когда мы добрались наконец, мы увидели, как многие семьи с детьми сидят на станции во Львове прямо на каменном полу, хотя это был февраль и было очень холодно», – вспоминает Наталья.
Людмила Ковальчук, сотрудница украинского отделения структуры «ООН-женщины» живет рядом с аэропортом под Киевом – именно по этому району пришелся один из первых ударов полномасштабного вторжения России на территорию Украины. «Мы проснулись около пяти утра от грохота взрывов. Это был шок, не верилось в то, что это происходит на самом деле, хотя мы слышали о готовящемся вторжении России», – говорит Людмила.
Людмила Ковальчук, сотрудница украинского отделения структуры «ООН-женщины».
Жизнь продолжается
За последние годы накопилась усталость, признается она, но жизнь и работа продолжаются. Женщины Украины нуждаются в поддержке ООН – психологической, юридической, логистической, финансовой. Многим украинкам приходится воспитывать детей в одиночку, искать новую работу, чтобы прокормить их, и неоднократно переезжать с места на место, чтобы защитить их от войны.
«Около 70 тысяч украинских женщин служат и работают в армии, – сообщила сотрудница ООН, – а у этой категории населения вообще совершенно уникальные потребности в поддержке».
«Мы приспособились к работе в новых условиях. Когда мы договариваемся где-то встретиться, мы выясняем, есть ли там убежище на случай атаки. Мы не планируем длительных мероприятий, так как увеличивается опасность попасть под обстрел. Во время пандемии мы научились работать в гибридном формате, и это нам пригодилось сейчас», – рассказывает Людмила.
Наталья Датченко, сотрудница ЮНИСЕФ-Украина
Анастасия Калашник, которая также работает в структуре «ООН-женщины», бывшая жительница Запорожья. Два года назад она с семьей перебралась в Киев. «Сразу после 24 февраля 2022 года мои дети перестали ходить в садик и в школу, а муж потерял работу – компания, в которой он работал, тут же свернула свою деятельность и покинула страну», – вспоминает Анастасия.
Но у нее самой работы стало намного больше. С 2018 года Анастасия отвечала за работу с местными властями и чрезвычайную помощь структуры «ООН-женщины» на территории Украины, много работала с жительницами Запорожской, Луганской и Донецкой областей. С началом полномасштабной войны многие из них были вынуждены покинуть свои дома. «Оглядываясь назад, я могу сказать, что самым трудным было общаться с этими женщинами, многих из которых я знала годами, слышать о том, что произошло с ними, как они бежали с оккупированных территорий, что произошло с их мужьями, которые ушли на войну», – делится Анастасия.
Для этих и других жительниц Украины, нуждающихся в помощи, структура «ООН-женщины» вместе с местными НПО открыла так называемые «пространства безопасности для женщин». Здесь пострадавшие от войны женщины и их семьи могли получить всю необходимую поддержку, познакомиться друг с другом, обменяться опытом. «Я наблюдала, как Елена, одна из посетительниц центра в буквальном смысле вернулась к жизни после пережитых травм. Она снова стала улыбаться, а сейчас Елена – одна из активисток центра и помогает другим», – рассказала сотрудница ООН.
Последствия войны
Как сообщает Управление ООН по гуманитарным вопросам, по состоянию на февраль 2025 года в результате войны, согласно проверенным данным, погибло более 12 600 мирных жителей и более 29 000 получили ранения. Среди погибших и раненых по меньшей мере 2 400 детей.
Миллионы людей живут в постоянном страхе, в то время как те, кто находится на оккупированных территориях, сталкиваются с жесткими ограничениями и не всегда могут получать гуманитарную помощь, отмечают в ООН. «Целое поколение украинцев растет в условиях войны, – подчеркивают в Управлении по гуманитарным вопросам. – Безжалостные атаки на инфраструктуру усугубляют кризис. Более 10 процентов жилого фонда Украины повреждено или разрушено, в результате чего не менее двух миллионов семей остались без надлежащего жилья. Более 3600 школ и университетов получили повреждения – сотни тысяч детей учатся дистанционно».
Неоднократные удары по энергосистеме – три зимы подряд – оставляют населенные пункты без электричества, отопления и основных услуг в холодных условиях. 12,7 миллиона человек нуждаются в гуманитарной помощи.
Надежды на будущее
На этом трагическом фоне есть ли место для надежды? «Есть», – твердо отвечают собеседницы Службы новостей ООН. «Конечно, война и все эти события изнуряют, – говорит Анастасия. – Но мои дети дают мне право надеяться на лучшее будущее. То, что с ним происходит сейчас, это несправедливо. Я убеждена, что должна быть сильной, чтобы улучшить их жизнь и жизнь других украинских семей».
А еще, по ее словам, внушает надежду солидарность, которую проявляет с Украиной ООН и другие организации. «Они ведь не бросили Украину, они остались и продолжают поддерживать нас. Остались не на месяц или на два, а на годы. И сегодня мы уже вместе говорим о восстановлении. Вот эти обсуждения планов по восстановлению Украины, ее возрождению, придают уверенности в том, что у нас есть будущее», – говорит Анастасия.
Наталья из ЮНИСЕФ тоже говорит о единстве и солидарности. «Сначала нас всех объединял гнев, – вспоминает она. – Мы делились своей ношей. Мы делились своей болью. Мы злились вместе. Сейчас гнев больше не является движущей силой. Теперь нас объединяет желание восстановить то, что было разрушено. Мы хотим восстановить сообщества, помочь семьям, строить, переосмысливать свою страну, чтобы она уже не была такой, как раньше. Чтобы оставить позади советское наследие и построить действительно новую страну, основанную на правах человека».
«А еще моя работа дает мне надежду, – продолжает Наталья. – Потому что у меня есть уникальная возможность пересматривать старые и придумывать новые программы, слышать голоса самых уязвимых, направлять ресурсы туда, где они действительно нужны, работать с государством, с гражданским обществом, быть мостом между разными секторами, чтобы собрать лучшее из лучшего для тех, кто нуждается в поддержке».
«Думаю, что работа в ЮНИСЕФ и служение этой организации помогли мне выжить – и до сих пор это моя стратегия выживания», – задумчиво добавляет она. По словам сотрудницы Детского фонда ООН, она благодарна коллегам из других стран, которые все минувшие годы поддерживают жителей Украины.
Стратегия выживания
Наталья также видит спасение в культуре. «Я ищу вдохновение и мотивацию в чем-то прекрасном, что до сих пор доступно в Украине – у нас открыты музеи, проходят концерты, звучит музыка. И для многих это тоже стратегия выживания», – говорит она.
Сегодня многим украинцам и украинкам приходится искать «стратегии выживания». «Возможно одна из проблем, с которыми мы сейчас сталкиваемся в своей работе, – это нехватка психологических сил не только для поддержки самих себя, но и для поддержки наших коллег, – делится Людмила Ковальчук. – Недавно у нас был случай, когда пропал брат нашей коллеги, и иногда бывает действительно очень сложно найти правильные слова для поддержки, а ведь мы работаем с людьми, с женщинами и девочками, пострадавшими от войны».
«Приходится становиться сильнее…»
«Но, с другой стороны, когда сталкиваешься с одним случаем за другим, с одной проблемой за другой, начинаешь чувствовать себя сильнее и опытнее. Есть такая фраза: “то, что нас не убивает, делает нас сильнее”», – продолжает она и добавляет с грустной улыбкой: «Возможно, это правда. Но я всегда говорю, что хотела бы не иметь того опыта, который у меня есть сейчас. Однако у меня не было выбора – этот опыт у меня уже есть».