11.02.2025

ВОИС: воздушные такси и автомобили без водителя – не столь отдаленное будущее

ВОИС: воздушные такси и автомобили без водителя – не столь отдаленное будущее

Беспилотный автомобиль на улице в Сан-Франциско. ВОИС: воздушные такси и автомобили без водителя – не столь отдаленное будущее Экономическое развитие

Воздушные такси, автомобили с автономным управлением и ракеты многоразового использования – это лишь некоторые из будущих транспортных решений, которые изобретатели по всему миру стремятся воплотить в жизнь. При этом инноваций, связанных с двигателем внутреннего сгорания, становится все меньше. Об этом сообщают в четверг из Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Экологически чистые решения

В отчете ВОИС по основным тенденциям в области развития транспорта анализируются патентные заявки, которые приоткрывают картину не столь отдаленного будущего: транспортные средства будут меньше загрязнять окружающую среду, а перелет на другой конец света будет занимать всего несколько часов.

«Анализ патентов показывает, что изобретатели постоянно работают над тем, чтобы завтрашний день был лучше, а воздух в нем чище, чем сегодня», – утверждают в ВОИС. По данным авторов доклада, за последние два десятилетия число патентных заявок на нововведения в сфере транспорта выросло на 700 процентов – с 15 тысяч изобретений в 2003 году до 120 тысяч в 2023 году.

Революция в транспортном секторе  

«Автономные суда и умные порты произведут революцию в морских перевозках; электромобили, высокоскоростные поезда и интеллектуальные системы управления дорожным движением приводят к изменениям на суше, – отмечают в ВОИС. – Самолеты вертикального взлета и посадки изменят будущее воздушных перевозок, а ракеты многоразового использования и спутниковые технологии расширят возможности за пределами земной атмосферы».

Движущей силой этой тенденции является признание того, что на транспорт приходится более трети выбросов CO2 во всем мире. Именно поэтому технологии, снижающие воздействие транспорта на окружающую среду, развиваются так быстро.

К ним относятся внедрение электрифицированных силовых установок, переход на возобновляемые источники энергии и развитие общественного транспорта. В отчете отмечается замедление роста патентной активности в отношении устаревших продуктов, таких как двигатель внутреннего сгорания и другие системы на основе ископаемого топлива.

Дальнейшая цифровизация

В ВОИС подчеркивают, что революционные изменения также сулит дальнейшая цифровизация транспортного сектора. Автономное управление транспортом, по прогнозам, принесет от 300 миллиардов до 400 миллиардов долларов дохода к 2035 году. Тем не менее, как отмечают эксперты агентства, пока инфраструктура не успевает адаптироваться к тому, чтобы такие аппараты могли получить широкое распространение и вытеснить традиционные средства передвижения.

Редкоземельные минералы

По данным ВОИС, в мире разворачивается жесткая конкуренция: компании борются за доступ к редкоземельным минералам, а также пытаются совершенствовать технологии ИИ. Между тем, нехватка полезных ископаемых может помешать массовому использованию электромобилей.

«Использование этих редких и ограниченных запасов земельных минералов в личных электромобилях, на которых ездят лишь небольшую часть дня, неэффективно», – отметил один из авторов доклада Кристофер Харрисон.

Более миллиона изобретений

За последние 25 лет более 1,1 миллиона изобретений изменили транспорт, представив перспективу устойчивых альтернатив системам, основанным на ископаемом топливе. В процессе трансформации лидируют Китай, Япония, США, Южная Корея и Германия. Число патентов на изобретения в сфере наземного транспорта в 3,5 раза больше, чем воздушного, морского и космического вместе взятых. Инноваторы из США подали больше всего международных патентов.

Источник