ФАО учит рыбаков Южного Судана строить лодки так, чтобы сделать их прочнее и сохранить деревья — Путешествия
27.12.2024

ФАО учит рыбаков Южного Судана строить лодки так, чтобы сделать их прочнее и сохранить деревья

ФАО учит рыбаков Южного Судана строить лодки так, чтобы сделать их прочнее и сохранить деревья

В рамках проекта его участники учатся покрывать каноэ эпоксидной смолой. ФАО учит рыбаков Южного Судана строить лодки так, чтобы сделать их прочнее и сохранить деревья Экономическое развитие

Рыболовные лодки в Южном Судане традиционно изготавливаются из древесины местных твердых пород, однако они служат всего пять лет и, впитывая воду, становятся тяжелее, что делает их неэффективными и небезопасными. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) учит рыбаков строить лодки так, чтобы сохранить деревья и сделать рыбалку более безопасной.

Пятеро мужчин стоят вокруг перевернутой вверх дном деревянной лодки, энергично обрабатывая наждачной бумагой ее корпус. Они строят каноэ для ловли рыбы на Белом Ниле в Южном Судане.

Традиционно рыболовные лодки в этой африканской стране изготавливаются из местных ценных твердых пород дерева, таких как красное дерево и тик. Несмотря на прочность, эти традиционные лодки впитывают воду, становясь на 80 процентов тяжелее. Из-за этого такие лодки медленнее разгоняются и ими сложнее управлять веслом, а если оснастить их мотором, то они потребляют много топлива. Срок их службы не превышает пяти лет.

Проект, осуществляемый Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), направлен в том числе на то, чтобы изменить ситуацию и внедрить методы, которые позволят мастерам-лодочникам в Боре и Терекеке усовершенствовать традиционную конструкцию лодок, с тем чтобы они служили дольше, сократив необходимость вырубки деревьев. Неустойчивая, масштабная вырубка лесов на экспорт уже привела к обезлесению, из-за чего твердые породы дерева в этом районе встречаются все реже.

Если же покрыть каное эпоксидной смолой, то срок его службы вырастает до 20 лет и более: это поможет бороться с обезлесением, поскольку лодки придется заменять реже. Это также означает, что вместо деревьев твердых пород можно использовать более дешевую древесину.

Кроме того, обработанные эпоксидной смолой лодки легче традиционных, а значит ими легче управлять в узких протоках Белого Нила и в непростых условиях, с которыми иногда сталкиваются рыбаки.

ФАО учит рыбаков Южного Судана строить лодки так, чтобы сделать их прочнее и сохранить деревья

Обучение этим усовершенствованным методам изготовления каноэ является частью финансируемого Королевством Нидерландов проекта по повышению невосприимчивости рыбацких общин к внешним воздействиям в Южном Судане, осуществление которого рассчитано на период с 2020 по конец 2024 года.

Помимо строительства лодок, в рамках проекта проводится обучение рыбаков использованию оборудования для обработки, переработки и консервирования рыбы. Это решает проблему отсутствия холодильного оборудования и соответствующих потерь продовольственной продукции, когда в конце дня непроданную рыбу приходится выбрасывать.

«Благодаря этому проекту у местных мастеров-лодочников появилось преимущество на рынке и в то же время снизилось воздействие на окружающую среду, связанное с вырубкой деревьев для получения средств к существованию», – отметил эксперт по рыболовству ФАО Мэтт Уолш.

Обучение местных мастеров-лодочников

Эпоксидная смола для покрытия лодок стоит в четыре раза дороже, чем более распространенная полиэфирная, но служит дольше. До сих пор эпоксидная смола использовалась в болидах «Формулы-1» и на яхтах, но благодаря проекту была создана местная товаропроводящая цепочка, что позволило снизить цену до более приемлемого уровня.

ФАО обучила мастеров-лодочников тому, как смешивать смолу, в каком количестве ее использовать и как безопасно с ней обращаться.

Использование эпоксидной смолы означает, что лодки местного производства могут конкурировать с импортными лодками из стеклопластика, поддерживая местных мастеров-лодочников.

Участники этого проекта ФАО учились не только обрабатывать каноэ эпоксидной смолой. Они также узнали, как можно изготавливать соединения элементов лодки, составлять чертежи и работать с бумажными макетами. Кроме того, специалисты ФАО помогли участникам расширить их производственные возможности, обучив основам математики и тому, как наносить сетку на древесные плиты, чтобы можно было точно вырезать одинаковые детали. Обучение призвано не изменить, а усовершенствовать традиционные методы работы.

Предоставленные ФАО материалы позволили участникам проекта построить 100 лодок – примерно по шесть на человека.

Развитие местной экономики

В проекте ФАО основное внимание уделялось местным мастерам-лодочникам и совершенствованию их навыков. Они получили помощь в развитии бизнеса по продаже продукции международным организациям. Наряду с созданием товаропроводящей цепочки эпоксидной смолы это дает мастерам-лодочникам возможность сохранить свой бизнес.

«Уже есть признаки спроса на усовершенствованные лодки. Оказалось, что рыбаки готовы платить за них больше; ими интересуются даже люди, живущие в 100 километрах отсюда. Мы надеемся, что эти усилия помогут создать отечественное производство, которое сможет конкурировать с импортной продукцией», – отметил Мэтт Уолш.

Кроме того, планируется организовать обучение строительству усовершенствованных лодок с использованием эпоксидной смолы в других африканских странах, что позволит распространить преимущества устойчивости и безопасности на весь континент.

Источник